Лица, участвующие в судебном разбирательстве либо присутствующие в судебном заседании или в здании суда, обязаны соблюдать соответствующие требования законов, регулирующих порядок судопроизводства, процессуальное поведение сторон и иных лиц, участвующих в деле, а также правила поведения в судах.
Судья, как председательствующий судебного заседания, руководит его ходом, обеспечивая полное всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела,соблюдение последовательности и порядка совершения процессуальных действий, осуществление участниками процесса их процессуальных прав и выполнение ими обязанностей и принимает необходимые меры к обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале судебного заседания.
Однако, в работе судов нередки ситуации проявления со стороны, как участников процесса, так и граждан-посетителей зданий судов фактов, явно свидетельствующих о неуважении к суду и (или) судье, которые влекут применение к виновным лицам предусмотренную законом административную или уголовную ответственность.
Меры ответственности за проявления неуважения к суду применяются судом в целях реализации конституционного принципа равенства всех перед судом и задач правосудия.
Так, юридическим составом административного правонарушения по ст.653 КоАП, проявление неуважения к суду, является неуважение к суду выразившееся: в неявке в суд без уважительных причин участников процесса и иных лиц по повестке, извещению, уведомлению или вызову в случаях, когда дальнейшее рассмотрение дела в их отсутствие представляется суду невозможным; в неподчинении распоряжением председательствующего в судебном заседании; в нарушении установленных в суде правил; иные действия (бездействия), явно свидетельствующие о неуважении к суду (или) судье.
Таким образом, привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания за неуважение к суду возможно как в ходе судебного разбирательства дела, так и вне судебного заседания, к примеру, за действия, явно свидетельствующие о неуважении к суду и (или) судье, совершенные в помещении суда.
Дело о факте проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица, установленном в ходе судебного разбирательства, рассматривается судьей (судом) непосредственно в этом же заседании суда с установлением и фиксированием этого факта в протоколе судебного заседания.
Так, установив в судебном заседании факт неуважения к суду в зале судебного заседания, судья должен произвести следующие действия:
объявить об установлении факта неуважения к суду со стороны конкретного физического лица, и в чем оно выразилось; установить данные о личности правонарушителя; выяснить владеет ли лицо языком производства по делу, в необходимых случаях назначает переводчика; разъяснять лицу его права и обязанности предусмотренные ст. 744 КоАП, (право на бесплатного защитника, переводчика и т.д.); разрешить заявленные отводы и ходатайства;
заслушать объяснения лица, в отношении которого установлен факт проявления неуважения к суду, а также иных лиц, участвующих в деле; постановление об административном правонарушении составляется председательствующим судьей после окончания судебного заседания по гражданскому делу в совещательной комнате (но нет правовых запретов к тому, чтобы судья после установления факта правонарушения в судебном заседании немедленно удалился в совещательную комнату для составления постановления). Порядок наложения административного взыскания вне судебного заседания.
В случае, если неуважение к суду проявлено в судебном заседании и нарушитель покинул зал судебного заседания, при проявлении неуважения к суду вне судебного заседания, а также если установлено уклонение от явки в судебное заседание, протокол о правонарушении составляется судебным приставом или иным работником суда по устному распоряжению председателя суда или председательствующего в заседании суда, о чем указывается в протоколе правонарушений. Уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении лицом отбираются объяснения потерпевшего (если правонарушение совершено в отношении конкретного лица), свидетелей правонарушения, которые прилагаются к протоколу об административном правонарушении, после чего составляется сам протокол об административном правонарушении, копия которого по роспись вручается правонарушителю.
После составления протокола об административном правонарушении судебный пристав (уполномоченное лицо) формирует административное дело, в который подшиваются все собранные по делу документы с составлением описи всех документов.Сформированное дело передается председателю суда, который с сопроводительным письмом направляет материал в специализированный административный суд, если таковой имеется, для рассмотрения по существу, либо направляет дело в канцелярию своего суда для регистрации и передачи одному из судей на рассмотрение по существу. Рассмотрение такого дела осуществляется в соответствии с нормами КоАП.
Санкцией ст. 653 КоАП в качестве одной из мер административного взыскания предусмотрены административный арест, в связи с чем, требование об обязательном участии прокурора при рассмотрении административного дела, право правонарушителя на защиту, на переводчика, а также право отвода должны быть обеспечены в любом случае, поскольку в этой части процедура привлечения лица к административной ответственности не может быть изменена или упрощена.
Таким образом, хоть действующим законодательством и предусмотрен порядок рассмотрения дел по фактам проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица непосредственно в ходе судебного разбирательства, однако на практике представляется сложным соблюдать при рассмотрении такого дела все процессуальные нормы, без отложения разбирательства судебного заседания по гражданскому делу и разбирательства дела об административном правонарушении по факту проявления неуважения к суду.
Судья суда №2 г. Петропавловска Жанатқызы Арайлым