Переехавшая с юга страны на север Анастасия Османова уже пережила первую зиму. Возвращаться семья не планирует. Здесь, в селе Токуши Аккайынского района Северо-Казахстанской области, у многодетной мамы впервые появился собственный дом, рассказывает iaNews.kz.
На юге семья жила в 25 километрах от Шымкента в городке Ленгере.
— 16 лет мы прожили в съемном жилье. Для нас купить собственный дом даже в пригороде Шымкента было на грани фантастики. Недвижимость там очень дорогая, — рассказывает Анастасия. — Самый дешевый дом стоит не меньше пяти миллионов, приходилось снимать за 20-25 тысяч тенге в месяц. А здесь мы домик с огородом в 20 соток купили всего за 350 тысяч тенге.
Поискать дом на севере Казахстана Анастасия решила по совету знакомых. Говорили, что жилье там дешевое и много земли. В сентябре прошлого года она открыла сайт бесплатных объявлений и сразу подыскала несколько вариантов жилья. О программе переселения тогда не задумывалась. Женщине, которая мыкалась с детьми по съемным домам, хотелось иметь свой угол.
— Так как я никогда не была на севере и не знала, куда ехать, просто стала смотреть фотографии домов. Главное требование, чтобы школа была рядом, так как у меня четверо детей. И хотелось, чтобы недалеко от города, — вспоминает многодетная мама.
Определяющим фактором стали низкие цены на дома в Токуши. Поначалу Османова думала, что купит жилье в деревне и пусть стоит, а сама пока уедет назад. Но ей объяснили, что без хозяев тут за год дом развалится, это не Шымкент.
— Выбрав дом, взяла пару сумок с вещами и поехала. Но по приезде разочаровалась, чуть не расплакалась, потому что дом был в плачевном состоянии. Вообще, я деревянные дома по-другому представляла. Но потом решила: глаза боятся — руки делают. Узнала в местном акимате про программу переселения и подала документы, чтобы получить подъемные на перезд. Документы приняли очень быстро, на сбор бумаг ушел всего один день, а ответ с одобрением получила через неделю. Через месяц уже перевезла детей, как раз на день рождения старшей дочки стали новоселами, — улыбается переселенка.
Приехав на север, семья столкнулась с отсутствием благ цивилизации, к которым привыкла на юге. Например, чтобы приготовить еду, надо натаскать воду. Чтобы искупаться, надо к кому-то в баню проситься или мыться дома в тазике, опять же — сначала принести воду из колонки, нагреть. Но дети быстро к этому привыкли. Походы за водой на санках даже казались им приключением на фоне скучной и размеренной жизни в тихой деревушке.
Поход в магазин здесь тоже приравнивается к путешествию. Дорога длинная. Зимой приходилось делать перерывы, ложиться и отдыхать в сугробах.
— Здесь много озер, одно у нас прямо возле дома, много лесов, мне природа очень нравится. А в Шымкенте всегда жарко и почти нет дождей, не бывает таких классных сугробов, как тут, — улыбается сын Насти, 9-летний Давид Османов.
Его старшая сестра Влада с восхищением рассказывает, что в местной школе в классах мало детей, а учителя очень добрые. И к отсутствию комфорта она быстро привыкла.
— В Ленгере асфальт, а здесь яма на яме, флягу через снег и грязь не провезти. Мусор не вывозят, самим надо что-то придумывать. Мы чувствовали себя как в лесу, дико все это было. Решила всеми впечатлениями делиться с людьми и завела свой YouTube-канал, — рассказывает переселенка. — Когда я выложила в интернет видео с нашим домом, на меня вышли хозяева, которые его строили много лет назад. Они сейчас живут в Германии и очень обрадовались, что я купила их родной домик, благодаря чему он сохранился, ведь его собирались продать на разбор. Эти люди выслали нам денег, чтобы помочь обустроиться на новом месте.
Потом Настя решила заниматься хозяйством, завела коз, сейчас в инкубаторе впервые в жизни выводит цыплят. Сама сколотила цыплятники, накрыла их сеткой. Весной посадила картошку. Мужа у Анастасии нет, помогают чем могут старшие дочери Влада и Лиза. Козы съели всю малину и смородину, пришлось их продать, пока не вытоптали огород.
— Земля здесь шикарная, чернозем, как пух, не то что на юге — желтая неплодородная глина. Но как даже в такой почве что-то вырастет без полива? Я боюсь пока высаживать рассаду — помидоры и перец. Жду дождей, — смотрит на небо Анастасия.
Меня глава семьи угощала пловом в лучших традициях шымкентского гостеприимства.
— Кто бы в дом ни зашел, даже просто поздороваться, я сразу стол накрываю, хоть десять раз в день, последнее гостю отдадим. У нас так принято, это уже в привычку вошло, — настойчиво усаживает меня за стол южанка. — Плов, правда, с курицей. С мясом тут проблема, только тушами продают, а у нас холодильника нет, да и с деньгами не очень. За девять месяцев, что здесь живем, раза три получилось поесть мяса, и то, когда в Петропавловск выбирались в супермаркет.
Многодетная мать говорит, что ни на минуту не пожалела о своем переезде, хотя в деревне нет воды и газа и в город на базар ехать нужно 45 километров. Зато красивая природа, леса, озера, грибы, ягоды…
— Но главное — свой дом, а то за последние полгода четыре раза переезжали. И вообще всю жизнь мыкались по чужим углам. Младший сын Эмир родился осенью, а зимой, когда ему два месяца было, нас выселили, потому что дачу, на которой мы жили, продали. Неделю дали на поиск нового жилья. Я не работала нигде, ребенок маленький, денег не было, поплакала-поплакала, попросилась к знакомому на дачу. Но там дома нормального не было, просто бетонная коробка — рамы без стекол, дверь железная, по сути, летний дачный домик. Свет подключили. Окна затянули клеенкой, — вздыхает молодая мама, которой приходится растить детей без отца, так как с личной жизнью не задалось. — Спали под кучей одеял. Это была самая холодная зима в Шымкенте на моей памяти, мороз до 20 градусов. Там это очень сильно чувствуется. Ночами ребенка оставляла и шиповник собирала на продажу. У меня его на базаре принимали по 200 тенге за килограмм. Кусты от снега отряхивала, руки, помню, болели от мороза.
До утра у мамы новорожденного была задача собрать хотя бы 5-6 килограммов ягод, чтобы хватило малышу на памперс и смесь. Старшие дети в то время жили у ее мамы, Настя туда не пошла, потому что были сложные отношения в семье. Из-за переохлаждения у двухмесячного ребенка началась пневмония, и они попали в больницу. Многодетная мама уговорила врачей, чтобы их подержали в стационаре до весны, потому что возвращаться было некуда.
Знакомые пугали Настю, что она убежит из Северо-Казахстанской области после первой же зимы. Но, как они сами убедились, сухой мороз здесь переносится гораздо легче, чем на юге, хотя в минувшем январе в Петропавловске температура опускалась до минус 40 градусов. Зима детям показалась сказочно красивой из-за буранов и сугробов выше человеческого роста.
— Хочу сказать землякам-южанам: если не боитесь работы — приезжайте, но лентяям здесь делать нечего, так как в деревне не бывает праздников и выходных. Нужно постоянно что-то делать, обязательно держать живность и сажать огород. Государство, конечно, оплачивает переезд, помогает с арендным жильем, работой, даже с дровами, предусмотрены субсидии на обзаведение хозяйством. Но все это дается только один раз, и нужно рассчитывать на свои силы и трудолюбие. Кстати, к моему удивлению, здесь к многодетным намного внимательнее относятся, — делится впечатлениями Анастасия Османова. — Помощи больше, в лагерь вот детей бесплатно отправят, хотя путевка 20 тысяч тенге стоит, а в Шымкенте нам за 50 тысяч тенге путевку предлагали, я не могла себе позволить детей отправить.
Пока дети будут в лагере, Настя пойдет в лес вязать на продажу березовые банные веники. Ей трудолюбия не занимать!