Главная > Все тематики > Человек и закон > Административный иск, его форма и содержание

Административный иск, его форма и содержание

В административном суде каждое дело возбуждается на основании иска. Только после предъявления иска дело принимается к производству суда, сообщает iaNews.kz.

Административный иск – это требование, с которым пострадавшее лицо или сторона обращается в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений.

В соответствии с административным процедурно-процессуальным кодексом в суд можно подать:

1) иск об оспаривании;

2) иск о принуждении;

3) иск о совершении действия;

4) иск о признании.

Иск подается в суд в письменной форме, либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя.

В иске должны быть указаны несколько важных моментов. Во-первых, это наименование суда. Далее — полное имя или наименование истца, его место жительства (место нахождения), дата и место его рождения (ИИН, БИН и банковские реквизиты), наименование представителя и его адрес, номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя. В третью очередь, наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты, БИН, номера телефонов и электронный адрес (если они известны истцу) и (если он известен истцу). Следующий важный момент — содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. Также в иске указываются сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику; перечень документов и других прилагаемых материалов (истец представляет доказательства, а в случае невозможности указывает доказательства, которые не может самостоятельно представить, с указанием соответствующих причин).

К иску прилагаются копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора; копии правоустанавливающих документов и другие необходимые документы.

Классическим видом иска считается иск об оспаривании, по сути, это иск об изменении правоотношения. При нарушении, обременяющем административным актом права, свободы и законные интересы истца, последний вправе предъявить иск об оспаривании. В случае удовлетворения иска сам суд отменяет административный акт полностью или в какой-либо его части.

В случае признания незаконности обременяющего административного акта, который на момент принятия решения уже исполнен или исполняется, суд вправе понудить ответчика отменить исполнение и потребовать совершения действий по возвращению истца в первоначальное положение в установленный судебным решением срок.

Примером могут выступить иски об оспаривании постановлений акимата, уведомлений налогового органа, предписаний уполномоченного органа и т.д.

В отличие от иска об оспаривании, иск о принуждении принуждает ответчика к совершению определенного действия.

Этим видом иска истец может добиться принуждения административного органа к изданию благоприятного акта, в принятии которого ранее было отказано, либо который не был принят по причине бездействия административного органа или должностного лица. В таких случаях отдельного требования об оспаривании отказа не требуется. Также такой вид иска может содержать требование об обязанности ответчика не принимать обременяющий административный акт.

При этом, согласно принципу правового государства, разделения властей, сами судебные органы не могут издавать административные акты, а, следовательно, могут только к этому обязать госорганы, указав это в решении суда, или наложить на ответчика обязанность не принимать обременяющий административный акт. К примеру, обязать госорган выдать разрешение на строительство, лицензию на осуществление определенного вида деятельности и т.д.

Иском о совершении действия истец может потребовать ответчика совершить определенные фактические действия или воздержаться от таких действий. Этот иск не связан с изданием административного акта.

Таким иском могут быть заявлены простые требования: например, обязать ответчика демонтировать шлагбаум, установить люки канализации, снять запрещающий знак дорожного движения и т.п.

Если суд признает требование о совершении действия обоснованным и законным, то он обязывает ответчика совершить конкретные действия и устанавливает срок для их исполнения.

Если истец одновременно требует признать противоправность конкретного совершенного действия ответчика, суд в решении признает, что фактическое действие административного органа было противоправным.

При признании иска о запрете действия обоснованным и законным суд запрещает ответчику совершать конкретные действия в последующем.

В случае предъявления иска о признании речь может идти о признании существования или отсутствия определенного правоотношения. Этот вид иска применяется и тогда, когда истец не может обратиться с другим видом иска. При этом выясняется, возможно ли применение тех или иных норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, которые влекут за собой определенные правовые последствия.

По иску о признании истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным.

Иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер.

Это может быть иск о признании права на получение жилья из государственного жилищного фонда, получение определенного пособия, пенсии и других благ, льгот и привилегий.

Иски об оспаривании и о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу, по результатам рассмотрения жалобы (досудебный порядок), либо в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения сведений до истца.

Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда лицу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством Республики Казахстан для совершения действия.

Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.

Иск на действия или бездействие судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов подается в суд в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия, либо отказа в совершении действия или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.

Татьяна Вьюхова, судья Специализированного межрайонного административного суда Северо-Казахстанской области