Главная > Регионы > Меры ответственности за проявление неуважение к суду

Меры ответственности за проявление неуважение к суду

Главная задача судебных органов — это быстрое и качественное осуществление правосудия, при этом одним из рычагов воздействия на то, чтобы судебные заседания начинались вовремя, не срывались и не переносились на более поздний срок, является применение действующего законодательства об ответственности сторон и других участников процесса за неуважение к суду.

В действующем Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан этой теме посвящена глава 9 (статьи 119-122) где предусмотрены меры принуждения и ответственности за проявление неуважения к суду.

Так,  об установлении факта проявления неуважения к суду в судебном заседании судьей (составом суда), ведущим процесс непосредственно в судебном заседании, где это нарушение было установлено, объявляется правонарушителю немедленно. Данный факт фиксируется в протоколе судебного заседания, при этом протокол об административном правонарушении не составляется, лицо, в отношении которого установлен факт проявления неуважения к суду, а также иные лица, участвующие в деле, вправе дать свои объяснения.

О наложении административного взыскания за проявление неуважения к суду объявляется непосредственно в судебном заседании без удаления суда в совещательную комнату.

Но постановление об административном правонарушении выносится председательствующим судьей после окончания судебного заседания по гражданскому делу в совещательной комнате, подписывается судьей (составом суда).

Лицу, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении и наложении взыскания (за исключением административного ареста), копия постановления вручается и (или) направляется в течение трех рабочих дней со дня его объявления.

Постановление об административном аресте выносится и вручается (направляется) в день его вынесения лицу, в отношении которого оно вынесено, органу внутренних дел, осуществляющему исполнение такого постановления и в копии прокурору.

Постановление суда об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

С частной жалобой в суд апелляционной инстанции направляется выделенный из дела материал, касающийся принятого постановления.

Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, суд выносит об этом постановление, которое вручается и (или) направляется лицу, в отношении которого оно вынесено в течение трех рабочих дней и с подтверждающими материалами направляется прокурору для организации проведения досудебного производства.

Кроме того, в арсенале судов имеются и другие меры реагирования и воздействия на виновных лиц.

Во-первых, это незамедлительное вынесение частных постановлений (определений) в адрес предприятий, организаций и учреждений, представители которых без уважительных причин не явились или отказались явиться в суд (или явились без документов, подтверждающих их представительские полномочия).

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи в связи с его служебной деятельностью, влечет уголовную ответственность.

Наложение административного взыскания за неуважение к суду возможно во время судебного заседания и вне судебного заседания.

Вне судебного заседания административное производство может возбуждается в двух случаях: по сообщению суда, направленного на имя судебного пристава о неявке стороны в судебное заседании, когда рассмотрение дела невозможно без указанного лица, в этом случае судебный пристав отбирает объяснительную у лица о причинах неявки и в случае отсутствия уважительности неявки, собирает необходимые документы и справки и составляет рапорт, второй случай — по заявлению судьи или специалиста суда, а также по рапорту судебного пристава соответствующего суда, ставших свидетелями факта административного правонарушения, поданных на имя председателя суда, с описанием самого административного правонарушения, совершенного на территории суда, но вне судебного заседания.

После резолюции председателя соответствующего заявление (рапорт) передается судебному приставу суда для составления протокола об административном правонарушении.

В случаях, когда у правонарушителя отсутствуют необходимые документы, удостоверяющие личность, или он отказывается называть свои анкетные данные необходимые для оформления протокола, судебный пристав, сообщает об этом в местный отдел полиции, который в пределах своей компетенции в целях установления личности подозреваемого в совершении административного правонарушения применяет в отношении данного лица меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление к месту составления протокола об административном правонарушении, административное задержание физического лица, привод, изъятие документов, удостоверяющих личность, в необходимых случаях медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.

После составления протокола об административном правонарушении судебным приставом оформляется административный материал, в который подшиваются все собранные по делу документы и  передается председателю суда, который, проверив правильность его оформления, с сопроводительным письмом направляет его в специализированный административный суд для рассмотрения по существу.

Как показывает практика, судьи не в полной мере пользуются  предоставленными  им полномочиями  по обеспечению независимости, не всегда реагируют на факты  неуважения к суду, как того требуют  законодательство. К физическим и юридическим  лицам, пренебрегающим  указанными правилами, должны принимается соответствующие меры воздействия, предусмотренными процессуальными нормами административного, гражданского и уголовного законодательства.

Таким образом, в целях воспитания у граждан культуры поведения в судебном заседании и в здании судов, а также уважение к судебной системе в целом, необходимо, чтобы ни один факт явного неуважения к суду со стороны участников процесса, иных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций не должен быть оставлен без внимания судов и должного на него реагирования.

Бауржан  ЖАЙЖУМАНОВ, председатель суда Специализированного межрайонного экономического суда