В начале февраля 2023 года Бразилия приняла решение затопить свой единственный авианосец «Сан-Паулу». Теперь корабль покоится на глубине 5 км на расстоянии 350 км от побережья, ведь в территориальные воды его не пустили – власти опасались, что он сядет на мель. Основная причина уничтожения корабля, озвученная в СМИ – присутствие на борту токсичных веществ. Главным «врагом» экологии был назван асбест, использованный в качестве основы для противопожарной обшивки судна. Впрочем, при ближайшем рассмотрении все выглядит не так однозначно.
Злосчастное судно сошло со стапелей в 1960 году под именем «Фош». Оно участвовало во французских испытаниях ядерной бомбы в Тихом океане, а затем несло службу вплоть до 2000-х годов, когда его приобрела Бразилия. Затем, в 2021 году его выкупила за 1,8 млрд долларов турецкая компания Sok, которая намеревалась утилизировать судно. Это обычная практика – продажа металла с лихвой окупает расходы. Правда, затем турецкая компания отказалась от планов по утилизации и вернула судно Бразилии. Несколько месяцев авианосец с рядом дыр в борту курсировал вдоль побережья Южной Америки, поскольку владельцы не горели желанием пускать его во внутренние воды. Наконец, было принято соломоново решение – утопить корабль в океане.
Параллельно истории в СМИ и интернет-ресурсах экологической направленности была поднята волна возмущения, направленная против асбеста. Дескать, именно по причине использования этого минерала утилизация корабля оказалась невозможной. В данном аспекте возникает ряд сомнений. Во-первых, помимо асбеста в 1960-е годы использовалось довольно много материалов, в том числе радиоактивная свинцово-кадмиевая краска (!), которой покрыт корпус судна. Не будем забывать, что он принимал участие в ядерных испытаниях, в ходе которых скорее всего был подвергнут существенному облучению. Конечно, это немало не беспокоило экологов и военных, эксплуатировавших авианосец более полувека… Во-вторых, утилизация асбеста и асбестосодержащих материалов сегодня проводится безопасно, существуют разработанные технологии – достаточно взглянуть на практику стран ЕС, подвергающих сносу многоэтажные дома, в ходе строительства которых был применен асбест. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное – далеко не все виды асбеста вредны для здоровья человека. Существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, который не обладает устойчивостью к кислотам. Скажем, клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, выводят его из организма человека за короткий срок. Амфиоболовый же асбест представляет собой сложный гидросиликат, который обладает устойчивостью к кислотам и потому из организма не выводится. Без указания вида асбеста, использованного при постройке авианосца, невозможно проверить, насколько вообще оправдана аргументация об опасности утилизации системы противопожарной живучести судна.
Зато понятно, почему это выгодно использовать для оправдания затопления судна. Дело в том, что все виды асбеста сравнительно легко выводятся из ЖКТ. В руководстве по обеспечению качества питьевой воды ВОЗ указано, что асбестовые трубы (без указания вида асбеста) можно использовать для доставки питьевой воды людям. То есть, теоретически затопление огромной груды асбеста никак не скажется на экологии… Что нельзя сказать про груду радиоактивного металла. Возможно, именно это оказалось причиной отказа турецкой компании от утилизации судна и обусловило нежелание бразильских властей решить проблему. А волна возмущения против асбеста была призвана скрыть истинную причину, поскольку подобный маневр, если предположение о радиоактивности авианосца верно, точно нанесет ощутимый удар по экосистеме Атлантического океана. Более того, отправить «Сан-Паулу» под воду существенно дешевле утилизации подобного рода «проблем».