Главная > Новости > В стране > Потемкинские деревни для переселенцев на севере Казахстана

Потемкинские деревни для переселенцев на севере Казахстана

Бытовые неурядицы переселившихся в Северо-Казахстанскую область южан спровоцировали скандал с увольнениями чиновников: освободить от должностей двух районных акимов распорядился президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Увы, но история про потемкинские деревни в Айыртауском районе СКО, после разглашения которой в регионе по поручению главы государства началась тотальная проверка, отнюдь не эксклюзив. Все из-за того, что область тратит деньги на строительство некачественных домов, хотя гораздо дешевле купить качественное жилье на вторичном рынке.

Еще год назад переехавшие в село Астраханка Аккайынского района семьи отчаянно пытались доказать районному акиму, что жить в их домах невозможно. Строениям не было и года, когда на стенах пошли трещины, стала отваливаться штукатурка и от сырости кругом была плесень. Не лучше дела обстояли в районном центре Смирново. В фундаментах четырех домов забыли сделать вентиляционные отдушины: стены и пол отсырели.

Тогда аким области Кумар АКСАКАЛОВ объявил выговор руководителю района Рустему ЕЛУБАЕВУ. Тот обещал все исправить до 1 сентября, но уже 20 августа отчитался шефу, что все недоделки устранены. И тогда в аппарат акима поступили сразу пять обращений от возмущенных переселенцев. Люди жаловались, что аким не просто не привел в порядок дома, а еще и предложил им купить билеты обратно, если тех не устраивают условия.

Прошедшей зимой аналогичные жалобы в прокуратуру направили жители Кызылжарского района. Там новоселы восьми домов вынуждены были пользоваться одним уличным туалетом на всех! Глава отдела ЖКХ Кайсар АМИРИН заявил, что в той деревне нет водопровода и канализации. Но предупреждать об этом приехавших издалека людей почему-то не стали. Прокуратура выявила еще много недоделок “по мелочи”. Амирину тогда объявили о неполном служебном соответствии.

Дом в Жамбылском районе.

Месяц спустя — новый сигнал. В районе Магжана Жумабаева дома для переселенцев приняли недостроенными: где-то отсутствовало электричество, где-то не доделан потолок, где-то не работало отопление. При этом деньги были перечислены подрядчику на следующий же день после заключения договора. Начальник районного отдела ЖКХ тоже схлопотал дисциплинарку.

Кстати, проблемы айыртаусцев, которые потом прославятся на всю страну, в местной прокуратуре уже разбирали. В конце прошлого года выяснилось, что уже после приемки и расчета с подрядчиками ни один дом из тринадцати не был подключен к электричеству, на пяти домах не доделали фасад, в десяти не было линолеума и санузлов, а в трех даже не закончили потолочные перекрытия, не успели установить печи и сделать систему отопления. В марте 2021 года на совете по этике пожурили начальника районного отдела ЖКХ. Но проблема, как показало время, осталась нерешенной.

В общем, пилотный проект по строительству домов для переселенцев дает системные сбои. Но местные власти по-прежнему настаивают, что селить желающих переехать с юга надо в новые дома, которые строят в перспективных селах на бюджетные деньги. Уже успели построить 1035 домов, освоив 7,2 миллиарда тенге. А в этом году по планам областного управления строительства по­явится еще 531 дом общим бюджетом 4,2 миллиарда тенге.

К этому масштабному строительству — а за три года в области собираются построить более двух тысяч домов — подключили и крупные строительные фирмы, и мелкие ипэшки. Ерлик МУХАМЕДЖАНОВ, преподаватель по образованию, два года назад решил строить дома по этой программе в своем родном ауле Бостандык, где, как и во многих селах на севере, постепенно сокращается население. В первый год построил два дома, на следующий — уже четыре. А вот в этом году за работу взялся с большой опаской.

Ерлик МУХАМЕДЖАНОВ считает, что главная причина некачественных домов — это низкая сметная стоимость. В области погнались за количеством в ущерб качеству.

— Цена в 7 миллионов — это совершенно неадекватная сумма даже для 2019 года, когда все начиналось, а сейчас и подавно, — говорит Ерлик. — Мы выгребали только за счет того, что за каж­дую копейку бились, мониторили цены, выбирали, где дешевле. В первый год мы заработали с каждого дома по 600-700 тысяч тенге. В 2020-м еще меньше. А в этом не знаю, заработаем мы что-то или в минус уйдем, учитывая, что стройка в 100 километрах от Петропавловска, а некоторые материалы и вовсе приходится во­зить из Нур-Султана. Вообще весь этот шум, что, мол, дома некачественно построили, предсказуем!

В этом году Ерлик собирается построить всего два дома. Посчастливилось закупить основные материалы на них зимой по старым ценам. Сейчас тот же профлист, который используют для крыши и облицовки фасадов, подорожал вдвое, газоблок — на 30 процентов, поднялись цены на пиломатериал. По такому поводу сумму для выкупа акиматами новых домов тоже увеличили до 8 миллионов за каждый. Но это, по мнению Ерлика, совершенно не меняет ситуации. Говорит, что смету по новым ценам они насчитали на 11-12 миллионов тенге! Так что браться за новые проекты не рискует — осилить бы эти два дома.

Выходит так, что вроде и деньги из бюджета выделяют немалые: за три года почти 12 миллиардов тенге, а сделать качественно не получается. Но в то же самое время по всей области в перспективных селах и не очень стоят пустыми добротные крепкие дома, которые прежние хозяева готовы отдать за миллион тенге.

— Рядом со мной продается обал­денный дом, — говорит жительница села Советское района Магжана Жумабаева Альфия АЛЕКСАНДРОВА. — Там и огород, и сараи, и вода в доме, кирпичом обложен. Хозяйка такая щепетильная, аккуратная, переехала в Караганду, а дом никак продать не может, хотя он с документами — все, как положено. А есть без документов, они дешевле. Соседи продали такой за 400 тысяч тенге. Найти без проблем дом тут можно, многие собираются уезжать. И я собираюсь поближе к городу, буду продавать.

В этом самом Советском в прошлом году построили 10 домов для переселенцев. Но они до сих пор стоят пустые. В три дома, которые поставили здесь раньше, новоселы с юга приезжали, но уеха­ли назад. Уже сейчас строения выглядят непрезентабельно.

В селе Бостандык, где трудится Ерлик Мухамеджанов, три дома, построенные в 2020 году, заселили сразу, а в один семья приехала лишь месяц назад. Построенные в 2019-м до сих пор стоят без хозяев. Получается, что дома строят не по конкретной заявке от переселенцев, а по какой-то понятной только местным властям логике!

— Раньше мы совместно с районными акиматами подбирали жилье, в том числе и на вторичном рынке, — прокомментировала пресс-секретарь областного управления координации занятости и социальных программ Назерке ТАСКУЛОВА, — но сейчас, так как строятся новые дома, мы селим в новые. И вообще, мы отвечаем только за подбор семей, а за строительство — другое управление.

Впрочем, приезжим не возбраняется выбрать себе дом на вторичном рынке. Тем более что новые тоже придется выкупать через пять лет. Все приезжающие получают подъемные на каждого члена семьи, которых как раз хватит на покупку дома в деревне. Однако это возможно лишь в том случае, если выбор переселенцев падет на село, куда акиматовские строители еще не добрались.

Программа “Енбек” по переселению людей из трудоизбыточных регионов в области, где рабочей силы не хватает, реализуется в стране с 2017 года. Переселенцев готовы принимать пять регионов. Кроме СКО еще Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. И лишь в Северном Казахстане, откуда продолжают уезжать люди и оставлять в селах свои жилища, решили построить две тысячи домов с нуля. Предложение переселенцам въехать в новый дом и правда звучит заманчиво. В тео­рии. А на практике программа, которую в области теперь называют не иначе как пиар-проект, обманула ожидания уже не одной семьи, решившейся на переезд.